Когда бизнес трещит по швам и разваливается прямо на глазах, необходимо задействовать весь потенциал современного менеджмента, разработать стратегии, позволяющие не только устранить все сопутствующие неприятности, но и сохранить и приумножить позиции компании на рынке. Именно для этого и существует антикризисное управление предприятием.
Бизнес – полосатая штука, белая полосочка процветания часто сменяется чёрной полосой неудач. Проблемы растут, как снежный ком. Денег катастрофически не хватает – нужно заплатить налоги, выплатить зарплату сотрудникам, внести очередные платежи за банковский кредит.
Как вывести предприятие из кризиса, за что хвататься в первую очередь, каким образом поднять дух подчинённым, чтобы они не стали массово увольняться?
Содержание статьи
Что такое антикризисное управление, его задачи
Антикризисный менеджмент – это совокупность методов, позволяющих защитить компанию от негативных последствий кризисной ситуации. Существует мнение, что данная система направлена на устранение банкротства, на самом деле понятие охватывает более широкие перспективы, в которые нужно включить и превентивные меры для благополучных предприятий.
Факторы кризиса предприятия
Кризисная ситуация подразумевает возникновение событий и процессов, нарушающие нормальную деятельность компании. Любой сбой, даже незначительный, может привести к катастрофическим последствиям, если своевременно не принять соответствующие меры.
Существует два вида возникновения кризисных ситуаций:
- внутренние, которые зависят от внутренних процессов в самой компании;
- внешние, зависящие от политической, экономической или социальной обстановки.
Внутренние
К кризису могут привести следующие причины:
- ошибки руководства и непрофессиональное управление предприятием;
- низкий профессиональный уровень или некомпетентность наёмных работников;
- неправильное ведение финансово-кредитной политики;
- устаревшее и изношенное оборудование;
- неоправданно высокий коммерческий риск;
- плохой анализ конъюнктуры рынка;
- низкая производительность;
- неконкурентоспособная продукция;
- ограниченный круг заказчиков и поставщиков.
Внешние
Социально-экономическая обстановка внутри страны, а также состояние рынка могут сильно ударить по бизнесу в целом.
К таким факторам относятся:
- инфляция, нестабильность валютного рынка;
- несовершенная политика налогообложения;
- снижение уровня жизни населения;
- безработица;
- монополизация рынка;
- политические волнения;
- высокий рост преступности;
- стихийные бедствия.
Задачи антикризисного управления
Главной целью антикризисного менеджмента является проведение мероприятий для отдельно взятого предприятия, способных вернуть его в первоначальное, докризисное состояние.
Основные задачи и цели таковы.
- Диагностика состояния компании, своевременное выявление и предупреждение кризиса.
- Планирование действий, направленных на сохранение базисных характеристик предприятия.
- Изменение структуры компании в соответствии с потребностями рынка.
- Восстановление платёжеспособности.
- Стабилизация финансово-хозяйственной деятельности путём поэтапной реструктуризации кредитных обязательств, оптимизирование затрат и повышение дохода.
- Предотвращение банкротства и ликвидации всей организации путём сокращения неперспективных подразделений, филиалов или отделов.
- Устранение внутренних конфликтов.
- Снижение последствий кризиса.
Методы антикризисного управления
Этапы антикризисного управления подразделяются на диагностические методы и непосредственно направленные на устранение кризиса.
Под диагностикой понимают совокупность мероприятий, позволяющих выявить слабые места в системе управления, оценить финансовое положение путём аудита, проанализировать кредитную политику, определить риски от внешней среды, сделать вывод о текущем состоянии предприятия и спрогнозировать возможное развитие в будущем.
Рассмотрим более подробно основные методы преодоления уже существующего кризиса.
Сокращение затрат
Самый главный признак кризиса – это финансовая несостоятельность предприятия. Необходимо провести независимый аудит, проанализировать источники возникновения расходов и то, насколько они зависят от объёмов производства.
Далее разрабатывается стратегия по снижению затрат, которая может включать в себя следующие аспекты.
- Сокращение сотрудников и уменьшение премиального фонда.
- Урезание выплат акционерам.
- Поиск других поставщиков сырья и комплектующих, которые предлагают более низкие цены.
- Использование более дешёвых компонентов для производства продукции, при этом качество ни в коем случае не должно пострадать.
- Налаживание контактов с местными производителями.
- Внедрение новых технологий, позволяющих сберечь энергоресурсы.
- Сокращение расходов на производство.
- Выпуск продукции эконом-класса, рассчитанного на широкое потребление.
- Уменьшение затрат на ремонт и сервисное обслуживание оборудования, изыскание внутренних резервов.
- Временное приостановление научно-исследовательских разработок, дорогостоящих стажировок и обучения персонала.
- Консервация капитального строительства.
Реорганизация или реструктуризация компании
Сложность антикризисного управления состоит в том, что предприятие нужно не просто спасти от банкротства и ликвидации, но и так изменить структуру самой компании, чтобы в кратчайшие сроки можно было увеличить прибыль, выплатить все долговые обязательства, а также стать на путь развития и процветания.
Реструктуризация подразумевает кардинальную перестройку «тела» компании. Это может быть сокращение неперспективных филиалов и подразделений, слияние отделов, интеграция по горизонтали или вертикали. Все эти мероприятия предполагают смену руководства, изменение организации управления, сферы деятельности предприятия.
При реорганизации может быть затронут ассортимент выпускаемой продукции, производственные факторы, общая система менеджмента. Таким образом происходят существенные изменения, позволяющие вытащить предприятие из долговой ямы, наладить выгодное производство и создать условия для получения хорошей прибыли.
Реструктуризация долговых обязательств
Не стоит доводить задолженность по кредитам до плачевного состояния. При финансовых проблемах необходимо как можно скорее обратиться к кредиторам и совместно разработать методы реструктуризации. Таким образом кредитор предоставляет предприятию-должнику некоторые уступки, например, позволяет отсрочить платежи на некоторое время, снижает процентную ставку, не применяет штрафные санкции.
Тщательный аудит и анализ финансовых потоков позволяет определить величину задолженности, которую можно реструктуризировать, а также рассчитать и спрогнозировать будущие выплаты по долгам.
Методы долговой реструктуризации таковы.
- Обмен активов должника на различные уступки кредитора.
- Взаимозачёт. Самый простой и эффективный способ, если два предприятия имеют друг перед другом какие-либо задолженности. При наличии свободных средств можно выявить другие компании, имеющие требования к данному кредитору, выкупить их по сниженной цене и произвести взаимозачёт.
- Переоформление обычного займа в кредит с обеспечением. В этом случае должник предлагает недвижимость в залог, вследствие чего задолженность пересчитывается, так как процентные ставки на заём с залогом существенно ниже.
- Оплата долга с помощью банковских векселей. Должник берёт кредит под залог имущества, банк выписывает вексель, а не денежные средства. Эта бумага обменивается на погашение долгов, а затем кредитор может её либо продать, либо обменять на деньги в банке.
- Задолженность обменивается на ценные бумаги.
Увеличение поступления денег
Необходимо разработать мероприятия по увеличению финансовых потоков. Перечислим основные.
- Изменение кредитной и дебиторской политики. Чтобы не образовывались дебиторские задолженности, нужно усовершенствовать работу с контрагентами – заказчиками и поставщиками. Возможно, стоит ввести систему скидок за своевременную оплату наличными, предоплату. Чем быстрее будет оборот дебиторской задолженности, тем раньше вы сможете рассчитаться с кредитами.
- Распродажа неиспользуемого оборудования, сырья, техники.
- Повышение товарооборота путём организации акций, скидок и распродаж.
- Ежедневный аудит прихода и расхода денежных средств.
- Уменьшение сроков товарного кредита и рассрочки.
Определение стратегии развития компании
В процессе разработки стратегии необходимо учитывать внешние и внутренние факторы, которые могут создать кризисную ситуацию. Именно поэтому проводится тщательная диагностика предприятия, выявляются слабые и сильные стороны, активы и пассивы.
Как вывести предприятие из кризиса – основные шаги и действия
Что делать, если у компании появились проблемы? В кризис особенно тяжело приходится малому бизнесу и индивидуальным предпринимателям. «Удержаться на плаву» и сохранить собственное дело смогут далеко на все. Жизнеспособность бизнеса в первую очередь будет зависеть от руководителя, его действий и своевременности шагов, которые следует предпринять, чтобы защитить своё предприятие от фатальных потерь.
Установление эпицентра кризиса
Первым делом следует обнаружить источник проблемы, из-за которого финансовое состояние компании резко снизилось. Например, неэффективная реклама, ухудшение качества продукции и недовольные заказчики, потеря выгодного поставщика и т.д.
Работа с сотрудниками
Помните, что кадры решают всё. Хорошей команде профессионалов даже кризис будет по плечу. Поощряйте тех, кто хорошо работает, но без сожаления избавляйтесь от сотрудников, не приносящих пользы.
Обязательно введите персонал в курс дела, если у компании появились проблемы. Это избавит вас от слухов и дестабилизации обстановки. Коллектив должен быть нацелен на решение новых задач, а значит, следует избегать конфликтных ситуаций и недопонимания.
Снижение затрат
Одной из основных мер в кризисной ситуации является уменьшение расходов до минимально возможного уровня – всегда найдутся статьи затрат, которые можно сократить. Переходите в режим жёсткой экономии.
Оптимизация денежных потоков
Освободившиеся финансовые ресурсы можно направить на погашение кредиторских задолженностей. Банки – это самые неумолимые кредиторы, поэтому по возможности следует уменьшить объём кредитов. От валютных вообще необходимо избавиться – погасить досрочно или переоформить в рубли.
Если вы тесно контактируете с зарубежными поставщиками и у вас нет возможности или желания обратиться к отечественным аналогам, необходимо застраховать валютные риски с помощью форвардных договоров, которые фиксируют валютный курс в день заключения договора. В случае снижения курса рубля вы сможете обезопасить себя.
Постарайтесь в сложное время снизить коммерческие риски, в случае провала вам будет очень сложно подняться.
Стимулирование продаж
Повышайте эффективность товарооборота. Возможно, вам стоит скорректировать целевую аудиторию, изменить ассортимент или выпустить совершенно новый продукт, который будет пользоваться спросом. Если вы ранее специализировались на выпуске дорогих бумажных салфеток для банкетов, то можно попробовать выпустить дешёвые салфетки и туалетную бумагу. Спрос на вашу продукцию обязательно повысится.
Не забывайте проводить распродажи и акции – это только привлекает покупателей. Не пренебрегайте рекламой. Именно во время кризиса необходимо запустить агрессивную рекламу, способную привлечь как можно больше клиентов. Наймите опытных веб-дизайнеров и интернет-маркетологов, чтобы они разработали и запустили рекламную компанию в интернете.
Заключение мирового соглашения с кредиторами
Всегда старайтесь оставаться в хороших отношениях с банком и инвесторами. Если финансовое положение у вас настолько плачевное, что появились проблемы с выплатой кредиторской задолженности, необходимо встретиться с кредиторами и договориться о реструктуризации долга.
Популярные фирмы, предлагающие услуги антикризисного управления
Каждый должен заниматься своим делом, и если у вас случилась беда – бизнес на грани банкротства, то лучше всего обратиться к специалистам для вывода предприятия из кризиса. Предлагаем вашему вниманию краткий обзор фирм, занимающихся аудитом, консалтингом и оценкой.
Если будет необходимо, вы можете смело обращаться за их услугами, поскольку надёжность и компетентность проверена временем. Антикризисный управляющий или целая команда профессионалов любой из этих компаний помогут вам справиться с проблемами, проведут полный анализ и разработают эффективные методы устранения причин, вызвавших неблагоприятную ситуацию.
БизнесХелпер
Работает по всей территории страны, имеет слаженную команду профессионалов, которая отличается работоспособностью и компетентностью.
В сферу деятельности входят следующие направления.
- Стратегическое управление предприятием.
- Разработка антикризисных мер.
- Создание, развитие и сопровождение интернет-рекламы.
- Управление продажами – опт, розница.
- ВЭД и транспортная логистика.
- Управление персоналом.
Навигатор-Консалт
Аудиторская компания работает на отечественном рынке пятнадцать лет. Имеет опыт в:
- антикризисном управлении;
- работе с проблемными заёмщиками и непрофильными активами;
- проведении аудита отчётности и выдачи заключений.
Лаборатория Антикризисных Исследований
Оказывает услуги по антикризисному управлению с 2000 года. Имеет опытную команду менеджеров, арбитражных управляющих, юристов, экономистов, аудиторов и оценщиков, способных разобраться в любой ситуации независимо от отрасли экономики.
А именно:
- оперативно разрабатывают и реализуют планы по разрешению кризисной ситуации;
- обеспечивают защиту интересов клиента;
- взыскивают дебиторские задолженности;
- спасают от банкротства;
- проводят оздоровление финансовой деятельности;
- оспаривают подозрительные сделки;
- и многое другое.
Как предупредить кризис предприятия
Лучше предотвратить проблему, чем потом героически с ней бороться. Все знают эту истину, но далеко не каждый ей следует. Есть несколько способов, которые позволят вам провести профилактическую работу и не допустить финансовых проблем. Воспользуйтесь ими, и вам не потребуется антикризисное управление организацией.
Диагностика кризисных рисков
Опытный бухгалтер должен не только правильно составлять отчётность, но и регулярно её анализировать, а затем докладывать руководителю. Проблемы и неприятности нужно решать сразу же, как только они будут выявлены, а периодический анализ финансового состояния позволит их вовремя обнаружить и исправить.
Услуги антикризисного управляющего
Когда ситуация уже зашла далеко, пригласите специалиста по антикризисному управлению. Специально обученный менеджер проанализирует ситуацию, найдёт причины ваших неприятностей, разработает план по их устранению, поможет оптимизировать расходы.
Внедрение антикризисных механизмов
Никогда не пускайте проблемы на самотёк. Они не рассосутся, а только накопятся, как снежный ком. Меры нужно принимать быстро и решительно. Если этого не сделать сразу, то упущенное время уже не вернуть.
Заключение
Антикризисное управление помогает не только выжить бизнесу в сложных условиях, но и нацелено на предотвращение неблагоприятных ситуаций. Для этого необходимо регулярно диагностировать состояние внутри компании, а также следить за внешними факторами, способными привести к кризису, и своевременно применять меры по их устранению.